Previous Entry Share Next Entry
Кто первый?!
Как бы так
mmalykhin
Еще раз повторю, что все, что здесь пишу не имеет никакого отношения к «Ведомостям» и редакционной политике.

На мысли о подзабытом споре, куда сперва давать информацию – в бумагу или цифру (digital first или print first), навел недавний кульбит редакции The Moscow Times, решившей выпускать ежедневную газету в интернет-версии, а print выдавать еженежедельно – по четвергам. Пока очевидно лишь одно: это два совершенно разных продукта под одним брендом, где digital действительно походит на газету, а print – на некое подобие журнала, к слову — очень похожего на первый (пилотный) вариант ведомостийной «Пятницы», что ваяла ровно 10 лет назад Марина Шпагина... Ну, да и Бог с ней, с TMT.

Print first

Зачем современным печатным изданиям нужен print, пояснять наверное не стоит: реклама в интернете все еще в десятки раз дешевле печатной. На деньги от интернет-рекламы можно содержать небольшую редакцию, которая способна заниматься по большей части не производством информации, т.е. добыванием эксклюзивов из рук ньюсмейкеров, а ее переработкой: копипастом новостей с массовых рассылок, копированием с информационных лент, из других СМИ с некоей добавленной стоимостью – в виде комментариев экспертов, описанием подробностей или добавления аналитической или исторической справки. Впрочем, что греха таить, часто т.н. интернет-издания просто переписывают чужие новости, выдавая их за свои. Получаются агрегаторы или квази агрегаторы новостей.

Интернет-реклама (за очень редким исключением) не может обеспечить большую редакцию профессионалов, способную не просто на конвейере выдавать большое число эксклюзивов, но при этом формировать национальную и международную повестку. Печатным изданиям эту задачу можно решать сегодня только за счет рекламы принта или стабильного внешнего источника финансирования. В последнем случае, правда, к медиа-бизнесу это имеет отношение весьма отдаленное.

Дорогая реклама, позволяющая создавать дорогой информационный продукт - одна из главных причин «живучести» бумажных газет сегодня и, уверен, роста их цены и ценности в скором будущем. Но в нынешней ситуации print first могут оказаться не горячие новости, а аналитика или мнения.

Digital first

В условиях, когда «новость не удержать», газетам приходится жестко конкурировать в онлайне, выдавая большую часть информации сперва в интернет-версию. Большинство больших медийных проектов в условиях конкуренции обзавелись своими собственными агрегаторами новостей – новостными лентами. По сути, это некий субпродукт, позволяющий не отставать от конкурентов по оперативности.

Значительные новости могут со временем (речь о минутах и часах) превращаться в полноценные авторские статьи с эксклюзивными подробностями, аналитикой и мнениями. Они и составляют основной контент т.н. большого СМИ. Формула Digital first — возможность для больших газет выжить в конкурентной войне, сохранив влияние на рынке информации.

Mobile first или...

Под формулировкой Digital first принято понимать приоритет публикации новостей на сайте СМИ. Но, является ли это кратчайшим путём к читателю, обеспечивает ли конкурентное преимущество по скорости доставки информации? Разумеется, теперь уже нет. Никто ведь не сидит часами на сайте «Ведомостей», «Коммерсанта», FT или NYT. Оперативные новости целые поколения привыкли снимать с лент соцсетей: многие из них, что греха таить, выходят из соцсети только ради короткого сна и мелких перебежек от дома на работу и обратно.

Нет ничего удивительного в том, что горячие новости многие СМИ часто дают первыми... да! Именно в соцсети. Как это делается? Ты выпускаешь пару слов за пару секунд на официальной странице издания, скажем, во ВКонтакте, предупреждая: «подробности ждите через пару минут». Этого времени вполне достаточно чтобы тиснуть – уже в пару предложений – информацию на основной сайт с обещанием «подробностей в ближайшее время» и снабдить соответствующей ссылкой на сайт уже готовый пост в соцсети. Я так делал с результатами хоккейных и футбольных матчей, результатами ванкуверской Олимпиады, новостью о смерти Джобса и др. Это - работает! Таким образом ты забиваешь место лидера в информационном пространстве соцсети, твою новость (сайтовую) подбрасывают надолго в топ новостные агрегаторы, ты обеспечиваешь своих читателей действительно «горячей» информацией. Подробности, мнения, аналитика, фото с места событий достраиваются на сайте в полноценный материал уже позднее...

Когда обо всем этом поделился с приятелем из отдела «Телекоммуникаций» Павлом Кантышевым, он усмехнулся и молча сунул мне под нос свой «спящий» смартфон, на экране которого выскочила новость от Bloomberg. Push-сервис мобильной версии сайта агентства дает возможность опережать по оперативности даже соцсети. Выходит, выгоднее – mobile first?!

Но ведь соцсети тоже меняются. Ровно неделю назад, 11 ноября, в США Facebook запустил в тестовом режиме приложение Notify для iPhone. Новинка позволяет представлять контент Fox News, Washington Post и CBS Sports при помощи все тех же push-уведомлений, да еще и с закрытого экрана этими сообщениями делиться. Комментарии, как говорится, излишни.

?

Log in